Буклет "Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей раннего возраста" (скачать) (скачать)
Возрастные нормы развития детей от года до 3-х лет (скачать)
Как "запустить речь" у неговорящих детей?(скачать)
Игры с манкой для детей раннего возраста (скачать)
Как и зачем развивать межполушарные связи у детей? (скачать)
Какие игрушки необходимы детям? (скачать)
Когда обращаться к логопеду? (скачать)
Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие? (скачать) (скачать)
Нетрадиционные и игровые формы выполнения артикуляционных упражнений (скачать)
Когда пора ставить звуки, если ребенок не говорит?(скачать)
Почему современные дети плохо говорят?(скачать)
Развитие графомоторных навыков у ребенка (скачать)
Развитие речи детей раннего возраста (скачать)
Ранний возраст - это серьезно! (скачать)
Рекомендации родителям, чьи дети не могут заговорить (скачать)
Характеристика игрушек для детей раннего возраста (скачать)
Что должен уметь ребенок 2-3 лет? (скачать)
Что такое задержка речевого развития? (скачать)
Что такое нарушение слоговой структуры слова (скачать)
Беседа -лекция на тему: «Развитие мелкой моторики с помощью подручных материалов» (скачать)
Детское упрямство (скачать)
Об оказании РКП (скачать)
Особенности развития детей в возрасте 2-3 лет (скачать)
Ранний возраст - это серьёзно? (скачать)
Мой ребенок не говорит... (скачать)
Первый год жизни. Как развивается Ваш малыш.
Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок – к семи месяцам объем мозга удваивается. Ничего подобного в последующей жизни ребенка уже не повторится. На первом году каждый месяц жизни ребенка обладает собственной самоценностью, предполагает чрезвычайно важные условия для физического и психического развития младенца, ибо без этого ему будет трудно идти дальше, осваивать новые умения и навыки. В течение первого года жизни важен каждый месяц в развитии малыша, в каждом из них можно проверить, правильно ли формируются тело и психика малыша, овладел ли он необходимыми навыками и умениями.
Специалистами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые достаточно четко соотносятся с его возрастом и могут быть оценены вами, родители, даже без участия специалиста. Проверяя, преуспел ли ваш малыш в своем развитии, все ли освоил, будьте внимательны и терпеливы. Ведь знания и умения не приходят вдруг, они подготавливаются как бы исподволь, вызревая медленно и только с вашим участием.
Если все в порядке, можно двигаться дальше, не забывая «повторять пройденное». Если есть трудности, не торопитесь к новым высотам. Вашему малышу предстоит немало покряхтеть и основательно потрудиться, прежде чем он сделает новый шажок в освоении окружающего мира. Но он не один, вы всегда поддержите и поможете ему.
У малыша
- возникает первая мимолетная улыбка в ответ на обращения взрослого (1 месяц);
- быстро отвечает улыбкой на эмоциональное общение (2 месяца);
- проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение (3 месяца);
- часто и легко возникает «комплекс оживления» (4 месяца);
- громко смеется в ответ на эмоциональное и речевое общение (4 месяца).
Проверьте, как развивается зрительное восприятие вашего малыша
- удерживает в поле зрения движущийся предмет – ступенчатое следование (10 дней);
- удерживает в поле зрения лицо взрослого или неподвижный предмет (18-20 дней);
- плавно прослеживает за движущимся предметом или отклоняющимся лицом взрослого (1 месяц);
- длительно смотрит на лицо взрослого или привлекший внимание предмет (2 месяца);
- длительно следит за движущимся взрослым или игрушкой (2 месяца);
- длительно смотрит, находясь в вертикальном положении на руках взрослого, на лицо говорящего с ним человека или показываемую игрушку (3 месяца);
- узнает мать, радуется (4 месяца);
- отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого (5 месяцев);
- различает предметы по форме – отличает кубик от кирпичика (12 месяцев);
- узнает на фотографии знакомого взрослого (12 месяцев);
Обведите то, что малыш уже умеет делать. Следующее за ним умение и будет тем, чему нужно научить малыша.
Очень скоро после рождения малыш начинает реагировать на различные звуки, и в первую очередь – на голос матери. Так же быстро, как развивается зрительное восприятие малыша, формируется и слуховое.
Проверьте, как развивается слуховое восприятие ребенка:
- Вздрагивает и мигает при резком звуке (10 дней);
- Успокаивается при сильном звуке, перестает плакать (18-20 дней);
- Прислушивается к голосу взрослого или звуку игрушки (1 месяц);
- Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (2 месяца);
- Делает «ищущие» повороты головы при длительном звуке и находит его (4 месяца);
- По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (4 месяца);
- Узнает голос матери или близкого человека (5 месяцев);
- Различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи (5 месяцев);
- По-разному реагирует на свое и чужое имя (6 месяцев)
- Извлекает различные звуки из игрушек и предметов – бросает, стучит, нажимает на различные игрушки и предметы (6 месяцев);
- Находит невидимый источник звука в окружающем пространстве на некотором расстоянии от себя (7 месяцев);
- Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию (9 месяцев).
Обратите внимание, как складывается предречевое развитие вашего малыша:
- Ребенок издает отдельные звуки в ответ на эмоциональное общение взрослого (1 месяц);
- Повторно произносит отдельные звуки (2 месяца);
- Гулит (3 месяца);
- Подолгу певуче гулит (4 месяца);
- Произносит отдельные слоги – начало лепета (6 месяцев);
- На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте (7 месяцев);
- Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же звуки (7 месяцев);
- На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах (8 месяцев);
- По слову взрослого выполняет разученные ранее действия под потешки «Ладушки», «Дай ручку» и др. (8 месяцев);
- Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета (8 месяцев);
- На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения (9 месяцев);
- Знает свое имя, оборачивается на зов (9 месяцев);
- Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете (9 месяцев);
- По просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает их (10 месяцев);
- При заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет разученные действия и движения (10 месяцев);
- Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет у него в лепете (10 месяцев);
- По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и др. (11 месяцев);
- По просьбе взрослого находит и дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др. (11 месяцев);
- Произносит первые слова-обозначения (11 месяцев);
- Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей (12 месяцев);
- Выполняет отдельные поручения: «найди», «отдай», «принеси» (12 месяцев);
- Понимает слово «нельзя» - прекращает действие (12 месяцев);
- По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками (12 месяцев);
- Легко подражает новым слогам лепета (12 месяцев);
- Произносит 6 –10 облегченных слов (12 месяцев).
До года активно развивается двигательная сфера. Вместе с освоением общих движений малыш учится сохранять равновесие, развивается координация движений.
Проверьте, какие движения ваш малыш уже освоил:
- Пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе (1 месяц);
- Поднимает и более длительно удерживает голову, лежа на животе (2 месяца);
- Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (3 месяца);
- При поддержке подмышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе (3 месяца);
- Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого (3 месяца);
- Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук (5 месяцев);
- Переворачивается со спины на живот (5 месяцев);
- Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки (5 месяцев);
- Переворачивается с живота на спину (6 месяцев);
- Передвигается, переставляя руки или немного подползая (6 месяцев);
- Хорошо ползает – много, быстро, в разных направлениях (7 месяцев);
- Сам садится и ложится (8 месяцев);
- Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается (8 месяцев);
- Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками (9-10 месяцев);
- Входит на невысокую поверхность или гору, держась за перила, и сходит с нее (10 месяцев);
- Стоит самостоятельно (11 месяцев);
- Делает первые самостоятельные шаги (11 месяцев);
- Ходит самостоятельно, без опоры (12 месяцев).
Как развиваются движения пальцев рук:
- В 3 месяца случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью (3 месяца);
- Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки (4 месяца);
- Четко берет игрушку из рук взрослого (5 месяцев);
- Удерживает в руке игрушку (5 месяцев);
- Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую (6 месяцев);
- В зависимости от свойств предметов и игрушек учится их захватывать пальчиками (6 месяцев).
- Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает их из одной руки в другую (6 месяцев);
- Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее (7 месяцев);
- Игрушками занимается долго и разнообразно действует ними (8 месяцев);
- Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает) (8 месяцев);
- Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и пр. (10 месяцев);
- Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень и др. (11 месяцев);
- Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: водит, кормит, баюкает и др. (12 месяцев).
Чтобы вам было легко ориентироваться, как развивается ваш малыш, показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни можно отразить в виде таблицы (таблица 1)
(по материалам Пигалова А.Р., Кулаковой, Г.А. Соловьеву, Волгиной С.Я., 1994):
таблица 1 – Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни
Возраст
|
Показатели развития
|
10-20 дней
|
Удерживает в поле зрения предмет (ступенчатое слежение)
|
1 месяц
|
Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно следить за движущимся предметом. Прислушивается к звукам, голосу взрослого. Начинает улыбаться. Лежа на животе, пытается поднять и удержать голову.
|
2 месяц
|
Длительно фиксирует взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете. Появляется навык длительного слежения за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Совершает ищущие повороты головы на звук. Приподнимается и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе. Начинает произносить отдельные звуки.
|
3 месяц
|
Находясь в вертикальном положении способен длительно удерживать взгляд на лице взрослого или игрушке. Оживленно реагирует на попытки общения с ним.
Способен несколько минут лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову.
При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках взрослого).
|
4 месяц
|
Начинает узнавать близких родственников, отвечая позитивными эмоциями. Ищет глазами невидимый источник звука. Позитивные эмоции выражает смехом. Способен захватывать висящую игрушку и длительно ее рассматривать. Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.
|
5 месяц
|
По-разному реагирует на попытки контакта близких и незнакомых людей. Способен узнавать голос матери, различать строгие и ласковые интонации при обращении к нему. Быстро берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачиваться со спины на живот, ровно и устойчиво стоит на ногах при поддержке за подмышки. Способен есть с ложки густую пищу.
|
6 месяц
|
Способен различать свое и чужое имя; берет игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую; может переворачиваться с живота на спину и передвигаться, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
|
7 месяц
|
Активно занимается игрушкой (стучит, размахивает, бросает); хорошо ползает. В ответ на вопрос «Где?» способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Пьет из чашки.
|
8 месяц
|
Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и т.д.). Самостоятельно садится и ложится, встает и переступает, держась за барьер. На вопрос «Где?» находит несколько предметов на своих местах, по команде взрослого выполняет выученные раннее действия (например: «ладушки, «дай ручку» и пр.).
|
9 месяц
|
Способен совершать плясовые движения под звучащую музыку. Осуществляет разнообразные манипуляции с предметами в зависимости от их свойств и качеств (катает, гремит, открывает и т.д.). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их местоположения. Знает свое имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги.
|
10 месяц
|
По просьбе взрослого выполняет различные действия, открывает, закрывает, вынимает и пр. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.
|
11 месяц
|
Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает, снимает, надевает кольцо и т.д. Способен самостоятельно стоять, делать первые самостоятельные шаги. Первые попытки обобщения в понимаемой речи. Произносит первые слова, обозначения («дай», «ав-ав», «на»).
|
12 месяц
|
Способен узнавать на фотографиях знакомых, выполнять самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит); переносит разученные действия с одного предмета на другой. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т.д.). Различает значения слов «можно» и «нельзя». Легко подражает новым слогам, произносит до 10 слов.
|
Все эти навыки ребенок приобретает в общении с вами, в играх. Возможно, вначале многое из игровых действий вам предстоит делать за него, но не забывайте каждый раз предоставлять малышу возможность попробовать самому. Наблюдайте за своим ребенком, подмечая любой ответный сигнал, откликайтесь на него, ожидая повторных действий. Ищите способы разнообразить игру: меняйте игрушки, вносите элементы новых, веселых и забавных действий, меняйте место игры.
Возрастные нормы развития звуковой культуры речи ребенка:
Возраст ребенка
|
Звуки, появившиеся в речи
|
1 год - 1,5 года
|
б, т, к, ч
|
1,5 года -2 года
|
ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х
|
2 года - 2 года 6 месяцев
|
сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н
|
2 года 7 мес. - 3 года 5 мес.
|
фь, вь, с, з, хь, л
|
3,5 года - 3 года 8 мес.
|
ч, щ
|
4 года - 4 года 6 мес.
|
ш, ж,
|
4 года 6 мес. - 5 лет
|
рь, р
|
Развитие детской речи
Возраст
|
Основные показатели
|
1 месяц
|
Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.).В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком.
|
2 месяца
|
Улыбка при общении с малышом.
|
3 месяца
|
Комплекс оживления при общении с взрослым, гуление (это первая стадия лепета - произнесение гласных звуков, близких к а,ы, у, возможно сочетание с согласным г). Например,"у-у-у-у" или "гу-у-у-у". Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
|
4 месяца
|
Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
|
5 месяцев
|
Дифференциация направления звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего.В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки), певучее гуление.
|
6 месяцев
|
Лепет (многократное повторение слогов: "ба-ба-ба","ма-ма-ма"). Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму, дай ручку, нельзя и т.п.)
|
7 месяцев
|
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку.
|
8 месяцев
|
Реакция на незнакомое лицо. Лепет сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: "ба-ба", "па-па". Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами.
|
9 месяцев
|
Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки».
|
10 месяцев
|
Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией. Понимает название отдельных предметов.
|
11 месяцев
|
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией.
|
1 год
|
Использование 3-4 «лепетных слов», понимание простой инструкции (типа дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом. Малыш подражает звукам речи взрослых. Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя». Знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствием смеется. После года малыш может показать предметы на сюжетных картинках. (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?») Понимает слово «НЕТ». Хорошо слышит и различает много звуков.
|
1 год 3 месяца
|
Словарный запас увеличивается до 6-10 слов. Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках.
|
1 год 6 месяцев
|
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса)
|
1 год 9 месяцев
|
Показывает три части тела, начало фразы из 2-х слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.
|
2 года
|
Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3 слов.Появляются прилагательные. Стечение согласных замещаются одним звуком. Пользуется словами: Да, нет, еще. Согласует предметы и действия ("Машина едет", "я хочу").
|
2 года 6 месяцев
|
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один". Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее).
|
3 года
|
Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли. Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
|
3-4 года
|
Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
|
4-5 лет
|
Обладает словарным запасом около 3000 слов. Знает свой адрес. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой - маленький, твердый - мягкий). Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п.
|
6 лет
|
Обладает словарем около 4000 слов. Все звуки произносит правильно. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи. Использует абстрактные и отвлеченные понятия. Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении. Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
|
Этапы довербального и начального вербального развития
детей до трех лет
Период до трех лет — наиболее важен для развития речи ребенка. Ниже приводятся усредненные данные нормального довербального (т.е. доречевого) и начального вербального (речевого) развития детей до трех лет с разбивкой по месяцам. Поскольку данные усредненные, то они не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.
- Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач;
- 1-2 месяца. Реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком. Улыбка при общении;
- 3 месяца. Комплекс оживления (т.е. эмоционально-двигательная реакция) при общении со взрослыми. Появляется специфическая для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия лепета). Обычно гуление - это произнесение гласных звуков “а”, “ы”, “у”, возможно в сочетании с согласной. Например, “у-у-у-у” или “гу-у-у-у”;
- 4 месяца. Дифференцированность комплекса оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется смех;
- 5 месяца. Ребенок дифференцирует направления звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки;
- 6-7 месяцев. Гуление переходит в лепет, т.е. многократное повторение слогов: “ба-ба-ба”,“ма-ма-ма”. Появляется готовность к совместной игровой деятельности;
- 8-9 месяцев. Реакция на незнакомое лицо. Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к похожим на слова т.е. лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: “ба-ба”, “па-па”. Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами. Общение с помощью жестов, игра в “ладушки”;
- 10-12 месяцев.Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией, понимание простых инструкций, дополняемых жестами;
- 15 месяцев. Словарный запас увеличивается до 6-ти слов, ребенок понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами;
- 18 месяцев. Словарный запас увеличивается до 7-20 слов, ребенок может показать хотя бы одну из частей тела;
- 21 месяц. Словарный запас не менее 20 слов, использование простых фраз из двух слов, ребенок может показать до 3-х частей тела;
- 24 месяца. Словарный запас увеличивается до 50 слов, составление фраз из двух слов, ребенок знает до 5-ти частей своего тела;
- 30 месяцев. Адекватно использует местоимения “я”, “ты”, “мне”; повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;
- 36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов, использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предметов; выполняет задания “положи кубик под чашку” и т.п.
Развитие у детей раннего возраста инициативности и самостоятельности
Ранний возраст является особенным периодом для развития самостоятельности, для формирования самоконтроля. Учёные отметили, что при благоприятных условиях становления и развития, дети достигают собственную самостоятельность в игре, обучении, труде и познании. Ребенок стремится к реализации своего «Я», к подтверждению своей самостоятельности.
В период:
с 1,5 до 3-х лет - у ребенка формируется автономия,
с 3-х до 5 лет - инициатива,
с 6 до 11 лет - трудолюбие.
Развивать самостоятельность детям необходимо от года до трех. Развитие инициативных действий происходит в сюжетно-ролевой игре от трех до пяти лет.
Постановка целей - от 5 и до 10 лет.
В раннем возрасте, необходимо формировать самостоятельность и инициативность детей для дальнейшей устойчивости их в подростковом возрасте. Для становления самостоятельности необходимо развитие волевых процессов.
К трем годам дети проявляют самообладание и могут контролировать свои желания.
Как можно развивать самостоятельность? Для этого необходимо включать ребёнка в различные виды деятельности (трудовую, игровую, творческую, познавательную). Игра способствует развитию активности и инициативности. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Так формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску средств самовыражения. Самостоятельного ребенка сразу выделяет из его сверстников внешне наблюдаемая уверенность. Получая положительное подкрепление и одобрение значимыми взрослыми от своих действий, он становится увереннее. Успешный собственный личный опыт самостоятельных дел порождает у ребенка стремление проявить себя ещё , попробовать свои силы в новых делах.
В раннем возрасте инициативность проявляется чаще всего в моделировании ситуации, в спонтанной игре, в общении с близкими.
Но инициативность ребенка может заблокироваться, если родители или другие значимые взрослые не будут позволять ему действовать самостоятельно. Или, когда часто, чрезмерно наказывают малыша. У многих детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности.
Задача родителей - грамотно помочь развить и сформировать нужные качества будущей личности.
Для этого, родителям важно занять правильную родительскую позицию и стимулировать инициативу своего малыша. Родительская отзывчивость влияет на желание ребёнка проявить себя, предлагая родителю то, что он обязательно поддержит и одобрит. Ваша родительская поддержка позволит развить у малыша внутреннюю свободу и уверенность в своих поступках, сформировать внутреннюю потребность к творчеству и созиданию.
Учитель - дефектолог О.А.Голованчук
Раннее развитие - важный этап в становлении личности.
Раннее развитие - это период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него психологических качеств и видов деятельности, когда ребенок с легкостью впитывает отдельные знания.
Очень важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток или дефицит полученных в детстве эмоций, физического и психического развития станет невосполнимым пробелом в дальнейшей его жизни.
Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики.
От 1 до 3 лет — это сенситивный период для развития речевых способностей. В этот период ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. В это время развивается способность выражать свои желания и чувства.
С 2,5 до 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой, это способствует развитию у него логического мышления, последовательности в речи.
Ведущий вид деятельности у детей с 3 лет является орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности.
Существуют некоторые маркеры, на которые в процессе развития ребёнка родителям следует обратить своё внимание:
- Когда все стадии (в т. ч. речевого развития) протекают с задержкой, наблюдается слабая выраженность голосовых реакций, отсутствует лепет или ребёнок не использует лепет как средство коммуникации.
- Если на первом году речь формировалась в норме ( ребёнок уже произносил первые слова), затем ребёнок перестал разговаривать.
- Когда ребёнок вступает в контакт с людьми после длительной адаптации, не поддерживает зрительный контакт (т.е. избегает смотреть в глаза при общении с ним).
- Когда для ребёнка характерна длительная задержка внимания при выполнении предпочитаемых только им заданий ;
- Когда у ребёнка постоянно особое повышенное внимание к элементам игрушек особенно к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации.
- Когда ребёнок не реагирует на свое имя, на обращенные к нему просьбы. Не понимает обращенную речь.
- Когда ребёнок плохо усваивает навыки общения, замкнут ; при деятельности, игре словно «уходит в себя». Не использует мимику и жесты для общения, не использует указательный жест.
- Когда у ребёнка речь автономна, эгоцентрична, не связана с ситуацией и окружением. Может «как эхо» повторять слова, обращённые к нему.
Рассуждая, что «мой ребёнок это перерастёт»; «у его папы или других родственников тоже когда-то так было», или наоборот радуясь каким–либо особым процессам развития, например: «мой ребёнок постоянно всё нюхает!», не обращая внимания, что другие аспекты развития, как речь, мышление и т.д. недоразвиты, очень легко пропускаются различные проблемы , а затем происходит ЗРР (задержка речевого развития), ЗПР (задержка психического развития) и т.д. Важно помнить, поздние обращения к специалистам затрудняют процесс коррекции в развитии т.к. для каждого процесса развития существует свой сенситивный период. Будьте внимательны к процессу раннего развития Вашего малыша! Это важный период для формирования его основных процессов.
Педагог-психолог Е.А.Зубко
Особенности развития детей в возрасте 2–3 лет
Наконец-то ребенок становится более самостоятельным. Теперь пришла пора исследовать мир вокруг. Он уже немного разговаривает, хорошо понимает речь своих родителей. Многие возрастные особенности связаны с началом познавательной деятельности. Появляются вопросы, интересы, проявляется характер.
вы удивитесь, как многому научился ребенок.
В 2-3 года уже можно начинать развивающие занятия с крохой. Обязательно занимайтесь с ним творчеством, играйте вместе, читайте ему вслух. Активный малыш очень любит играть. У детей в этом возрасте большая потребность в движениях. Зато после активного дня они хорошо спят. Словом, им необходимы прогулки и игры на свежем воздухе. Еще одна особенность развития — желание общаться, дружить и играть с другими детьми. Теперь это в приоритете.
Особенности психического развития ребенка 2-3 лет
Деятельность малыша все больше направлена на изучение мира вокруг. Интерес стимулировал его начать ходить, научиться бегать. Теперь он может наконец-то посмотреть, что же там, за дверями его комнаты. У детей 2-3 лет всегда полно вопросов. Это стимулирует развитие речи и накопление словарного запаса.
Одна важная особенность — ребенок еще не очень хорошо понимает, что «живое», а что «неживое». Он разбирает или ломает свои игрушки, а может точно так же поступить с пойманной бабочкой или лягушкой.
Это не проявление агрессии или жестокости. Просто он еще не понимает, что причиняет боль живому существу. Родителям не нужно ругать – просто объясните его ошибку. Что такое «больно», он уже знает, поэтому сможет вас понять.
Конечно, на такие моменты стоит обращать внимание. Возрастные особенности перерастают в привычки и манеры поведения, если родители не контролируют то, что происходит. Если у вас дома есть животные, то объяснить разницу гораздо проще. Покажите, расскажите, как стоит обращаться с домашним любимцем.
Продолжается становление психики. Все ее компоненты начинают активно развиваться. В этом возрасте можно начинать обучение простым вещам – в 2-3 годика кроха уже вполне способен научиться кое-что делать самостоятельно.
Восприятие мира
В возрасте 2-3 лет нормальное восприятие мира — позитивное. Дети радостные, смеются, готовы играть и знакомиться с другими детишками. Для знакомства с миром используются все органы чувств:
- хочется все потрогать ручками;
- попробовать на вкус;
- рассмотреть хорошенько;
- понюхать;
- послушать, если можно.
Сейчас просто необходимо давать малышу материал для исследования мира вокруг. Очень важны положительные эмоции: они стимулируют дальнейший интерес.
На деле все очень просто: гуляйте с крохой на улице, показывайте ему растения, животных, знакомьте с другими малышами. Пусть каждый день мир дарит ему что-то новое.
Если ребенок угрюмый, его ничего не интересует и не вызывает эмоций, значит, что-то не в порядке. Психологическое развитие к 2-3 годам обеспечивает малыша познавательным интересом, стремлением к общению. Такое поведение может говорить о проблемах нервной системы.
Память
Объем памяти еще мал. Многие действия приходится повторять по много раз, чтобы ребенок наконец-то смог выполнять их без вашей помощи. Зато каждое новое умение вызывает у него восторг.
Основная особенность памяти в этом возрасте — ее избирательный характер. Запомнить легко можно только то, что интересует. Неинтересные для ребенка сведения он просто упускает из виду.
Если хотите чему-то научить малыша, то лучше всего придумать, как это преподнести. Возрастные особенности детей сейчас таковы, что только яркие, занимательные образы их притягивают. Лучше всего запоминается то, что можно посмотреть, потрогать, изучить. Абстрактные понятия еще недоступны ребенку.
Мышление
Мышление опять же наглядное. Нельзя просто объяснять ребенку, как завязывать шнурки или застегивать пуговички. Нужно показывать – тогда он может воспроизвести увиденное. Это касается всего, что малыш делает. Хотите научить — давайте ему наглядные примеры, показывайте сами и просите повторить.
Речь
В 2-3 года речь стремительно развивается. Некоторые малыши уже к 3 годам вполне неплохо говорят. К этому моменту словарь ребенка составляет уже 350-400 слов. Очень позитивно влияет на развитие речи:
- чтение;
- общение с родителями;
- общение со сверстниками.
У детей совместные игры уже носят сюжетный характер, а значит, его персонаж обязательно должен говорить. Часто игры задействуют сразу много детей. Это отличная речевая тренировка. Вообще, поход в детский сад стимулирует социальное и личностное развитие, но речь — в первую очередь. Тут можно узнать новые слова, подправить дефекты речи.
Занятия с малышом
Возрастные особенности ребенка позволяют уже в 2-3 годика начать с ним заниматься. Мышление, память, речь, интеллект активно развиваются.
Важная задача помочь малышам скорее повзрослеть. Оставлять сейчас ребенка без внимания — большая ошибка. Его познавательные способности развиваются, поэтому мыслительная деятельность просто необходима.
Творчество
С ранних лет творчество благотворно влияет на развитие личности. Сейчас уже видны склонности малышей к разным видам творчества. С 2-3 лет начинаются простые занятия:
- рисование;
- лепка;
- конструкторы;
- аппликации.
Всем этим можно заниматься дома. Еще рановато отдавать малышей в творческие кружки, но через пару лет они смогут без проблем посещать их.
Все это полезно для развития мелкой моторики у детей.
Чтение
Уже с 3 лет можно учить малыша читать, а до того – читайте ему вслух. Дети не могут долго концентрировать внимание, так что выбирайте коротенькие сказки.Очень важно для малыша слышать вашу правильную речь. Читайте с выражением – пусть сказка вызывает у ребенка разные эмоции.
Кроме того, чтение способствует развитию фантазии, пополнению словарного запаса. Малыш выучивает новые слова, даже если пока еще не использует их. Обязательно подбирайте книжки по возрасту, чтобы крохе было интересно.
Игры
В возрасте 2 лет игра не всегда носит осознанный характер. Детей нужно учить играть, иначе даже самые забавные игрушки не будут вызывать интереса. Повозите машинку перед ним, покажите, как можно укачивать куколку. К 3 годам детям для игры нужно все больше воображения. Они с радостью играют вместе, делятся игрушками.
Совместные ролевые игры очень важны в этом возрасте. Дети должны научиться ладить, договариваться, следовать оговоренным правилам. А еще это весело. Детям просто необходимо проводить время в компании сверстников.
Развитие воображения
Чтение, творчество, игры влияют на развитие воображения у детей. Активная фантазия начинает проявляться с 3 лет. Сейчас мир вымышленный и реальный практически совпадают для крохи. Он может рассказывать вам выдуманные истории так, будто это происходило на самом деле.
Многие родители начинают обвинять кроху во вранье. Это не так. Его воображение для него же кажется реальностью. Он не осознанно обманывает, а лишь выдумывает.
Объясните крохе, что нужно говорить правду, даже если она не такая захватывающая и интересная. Очень скоро он разберется, что к чему. Воображение — вещь индивидуальная. У кого-то оно очень бурное и «неотключаемое», а кто-то выдумывает лишь во время игры. Не стоит беспокоиться: это личностная особенность каждого человека.
Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
Масару Ибука
Учитель - дефектолог,
О.А.Голованчук
Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить
Родители неговорящих детей по-разному относятся к такой ситуации:
1 вариант: не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: он все понимает, только ленится, или он весь в папу(тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или с мальчиками всегда так.
2 вариант: родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит.
Что можно посоветовать родителям?
В первом варианте: действительно многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть
Второй вариант:таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен облегчить ему задачу ( например использовать в речи звукоподражания, лепетные слова).
Основные рекомендации:
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паравозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. « изображайте стихи» ( пример : мишка косолапый по лесу идет, ребенок показывает мишку)
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».
- Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки , «Делай как я», « Как киса говорит?»
- Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.
- Как можно чаще рассматривайте сюжетные картинки, при этом взрослый задает постепенно усложняющиеся вопросы (делая паузы, поощряя ребенка к любому ответу) и сам на них отвечает ( покажи где мячик, вот мячик, у кого мячик? У куклы, ляли.)
- Развивайте у малыша ротовое внимание, приучая его смотреть на лицо говорящего.
Учитель - дефектолог,
И.В.Кондрашук
разгарнуць » / « згарнуць