Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

23.10.2020

Опыт педагогической деятельности «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики у детей с ТМН»

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поэтому на всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

Проблема развития мелкой моторики у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития (далее - ТМН) весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук, является изобразительная деятельность. Эта деятельность является одним из естественных видов занятий ребенка с ТМН в дошкольном возрасте.

Наблюдая за воспитанниками специальной группы в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, было выявлено что, у детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук, они быстро уставали, имели низкую работоспособность. Но, несмотря на то, что для работы по развитию мелкой моторики в группе создана соответствующая развивающая среда, пришла к выводу, что большое внимание нужно уделять продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации). Наблюдения позволили сделать следующий вывод: ребенку с ТМН нужен тот результат, который вызывает у него радость и интерес.

И поэтому в работе с воспитанниками необходимо использовать нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Основная задача занятий рисования нетрадиционными техниками состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, в результате перехода от простого к более сложному. Поэтому, при работе необходимо учитывать принцип цикличности.

Блок 1 - «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»

Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

Во второй половине учебного года детям было предложено следующее:

Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Кляксография обычная»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография трубочкой»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Монотипия предметная»

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

В третьем блоке я использовала все вышеперечисленные техники рисования.

Блок 3 – «Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

Например, один из воспитанников рисует лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи – штампами, тканями изобразит небо и облака и т.д.

На этом этапе важным считается соблюдение принципа доступности (простота соответствие возрастам и индивидуальным особенностям). И, конечно, на всех этапах изучаемому материалу должно быть представлено достаточное количество образцов, схем, иллюстраций (принцип наглядности).

Таким образом, с помощью использования нетрадиционных техник рисования, были найдены возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно-двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют ребят, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Разделы сайта